Этника: Беловодье и Олонхо

15.10.2013

Этническим маркером всовременной культуре можно совсей определенностью назвать живучесть идеального мифа обособенной счастливой земле, вкоторой жизнь протекает вовсей полноте иосмысленности. Для русских это мир Беловодья, для якутов эпический мир Олонхо.

Можно собирать союзы экономические иполитические, носамые тесные союзы это союзы народные. Народ сила нетолько количественная, ноикачественная. Иэто знают техудожники, для которых актуальным остается погружение втелесно-бытийное идушевно-духовное пространство своего народа. Земля живая ивода чистая, жизнь человека природная вызывают внас ностальгию. Корни культур будьто русская, якутская или какого-либо другого народа еще буквально жадно раскапываются художниками, чтобы привязать самих себя, нынешних, кним накрепко.

Бог творил мирами мир растений имир ангельский, мир небесных тел имир животных. Инаконец, мир человеческий. Эту целостность творения, его принципиальную крепость, связь частей особенно остро чувствовали многие народы, создавая идеальное пространство мира золотого века. Вэтом народном идеальном мире время, будто достигнув своего предела, останавливается истановится вечностью.

Что видит современный художник внародном эпосе? Онвидит, как избыточен Божий мир. Способность видеть мир избыточным это способность народов ибольших художников. Когда читаешь овидимом слове вякутском спектакле-олонхо, то, действительно, видишь игрушечную хрупкость земли изалитый солнцем простор, ипозлащенные солнечные лучи закатного света, как видишь илюдей сзолотыми поводьями заспиной изспектакля Андрея Саввича Борисова.

Да, народ творящий имеет мировидение: всознании якутского народа запечатлен мир нижний, средний, верхний. Всказках исказаниях русских через древо мира дается понятие его триединства (прави правды верхнего, небесного; яви мира людей иживотных, инави неправды, навета, подземного мира драконов измей). Как избыточно разнообразен иизбыточно красив мир. Икогда душа прикасается кэтой избыточности, тогда ивозникает вней молитва. Тогда возникает ихудожественное произведение. Иногда даже кажется, что итакие разные русская песня, например, игорловое пение связаны всеже тем, что уста размыкаются отизбытка теплых иярких чувств, анеотнедостатка ихпоет человек. Будто душу свою пускает вмир, будто хочет найти звуки, чтобы перелить себя вних ираспространиться поземле своего народа:

Осьмикрайняя,
Обосьми ободах,
Бурями обуянная
Земля всего живущего мать,
Предназначенно-обетованная,
Вотдаленных возникла веках.
Иоттуда сказание начинать.
(олонхо Нюргун Боотур Стремительный).

Так поет-сказывает якут. Волонхо, говорят историки, описывается изначальная жизнь человека спервого появления его наземле. Человек, появившись наземле, начинает организовывать жизнь наней, преодолевая различные препятствия, встающие наего пути. Препятствия эти создателям олонхо представляются ввиде чудовищ, заполонивших прекрасную страну. Они разрушают ееиуничтожают наней все живое. Человек должен очистить страну отэтих чудовищ исоздать наней изобильную, мирную исчастливую жизнь.

Таковы высокие цели, стоящие перед первым человеком. Поэтому имдолжен быть необыкновенный, чудесный герой спредопределенной свыше судьбой, специально посланный:

Чтоб улусы солнечные
Защитить,
Чтоб людей отгибели
Оградить.
Вовсех олонхо первый человек герой.

Врусской культуре тоже есть свои идеальные взгляды исвое идеально-эпическое пространство. Например, пространство (область-сфера) Святой Руси как Руси северной, поморской. Легенда оКитеже-граде тут соприкасается сраем Беловодья. Н.М.Теребихин пишет: Дорога России кморю, кберегам семи морей это одна изипостасей еедороги кХраму, который иоткрылся русской душе наСевере, наберегах Белого Студеного моря-океана, который, как ипустыня, сокращает путь кБогу, ипоэтому незря русские поморы свято верили, что кто вморе небывал, тот Богу немолился.

Насакральных картах Святой Руси (они были составлены порелигиозно-мифологическим описаниям русских паломников-странников), священная страна белой воды сопрягается собластью моря. Беловодье сБелым морем (Беломорьем). НоБеловодье сопрягают исАлтаем... Мистика Белого моря как запредельного священного пространства, пребывание вкотором открывает видение иных миров, говорит ученый, доступна иличностному духовному опыту современного человека, распознающего втварной белизне Белого моря отблески нетварного Божественного Света.

Белый латырь камень всем камням отец,
Почемуже онвсем камням отец?
С под камешка, с под белого латыря
Потекли реки, реки быстрые,
Повсей земле, повсей вселенную,
Всему миру наисцеление,
Всему миру напропитание.

Бог населил землю неодним народом, аразными. Иэту свою особенную физиономию мыпросто обязаны хранить вэтом мире, покоторому катком проходит культурная уравниловка икультурное одичание. Это так трудно тянуться отземли кнебу, тянуться прямо ксолнцу навосток. Новэтом труде, большом духовном труде, всущности, изаключена жизнь инарода, ичуткого художника, ее жизнь видящего, слышащего, навсегда отливающего ввечные общие образы, что дороже алмазов изолота. Чем более разнообразна жизнь, тем она более устойчива, считают ученые. Разнообразие жизни заключено именно внародах.

Союз культур исолидарный союз народов вРоссии существовали издавна. Исамым мощным эпицентром союза может быть именно культура ирусский язык, столь мощный игибкий, что способен выдержать серьезную языковую нагрузку иных народных языков при переводе нанего. Народно-цивилизационный мир принципиально отличается отмира цивилизационно-глобального, изадача наша это понимать, чтобы неуничтожить все живое вкультуре народов.

Что такое глобальная цивилизация? Ответов существует много. Ноболее верным иемким кажется следующий: Цивилизация есть такая продуктивная деятельность человечества, которая происходит независимо отбогопочитания ипочитания отцов ивотрыве оторганических начал жизни земли ипочвы (АвдеенкоЕ.А.). Священное Писание нам говорит, что первым общественным устройством была мощная глобальная цивилизация потомков Каина. Внашем случае независимость отпочитания отцов явление столь распространенное, столь уже непугающее, что толькоте, кто живет внутри культуры, знает ивидит, что утрата сыновства как иная сторона непочитания отцов это очень длительный исторический процесс.

Итак, глобальный проект предлагает всем один культурный иобщепотребительский деэтнизированный стандарт, вкотором нет отеческого, ноесть нечто географическое (немецкое, американское, русское потипу производится вКитае иникого это уже несмущает). Народный мир, напротив, почитает отцов, культивируя ответственность сыновства. Отец исын, богатыри изаступники, народные защитники все они знают осыновстве. Они сыновья (герои) своему народу. Они сыновья своей земли. Навопрос: какой твой мир? народный герой ответит: отцовский. Иоченьбы хотелось, чтобы так отвечали нетолько эпические герои, ноинаши дети.

Глобальная цивилизация отрывает человека отземли. ПОЧВА земля дает силу герою. Вспомним, что припадание сказочного иэпического героя кземле всегда символично оно вливает внего силы, герой сквозь землю слышит грядущее. Инеимеющий силы отземли онбудто трясущийся Каин, шатается поземле инигде ненаходит своего успокоения.
Начало глобальной цивилизации всегда сдревних библейских времен это город. Первый город это был город Каина, апервый глобализм каинский. Последний город Вавилон, иглобализм вавилонский, вкотором люди расщеплены, ничем друг сдругом несвязаны, кроме глобальной амбиции строительства башни. Ночто происходит счеловеком? Раз потеряна связь сЗемлей (аэто исвязь сБогом), тоучеловека отнимаются духовные ориентиры ионстановится безоружен.

Народно-цивилизационный мир устроен принципиально иначе: вэпосе олонхо человек должен работать, т.е. бороться счудовищами, чтобы восстановить эту связь сземлей, этот правильный порядок вмире. Просто так, без борьбы иподвигов, без преодоления препятствий ипрохождения испытаний мир добра икрасоты, мир истины ичистоты мир Беловодья или мир олонхо неоткрывается человеку. Все это звучит всловах Кыыс Дэбилийэ: ...чтобы Средний мир защитить, чтобы изначальную землю уберечь, чтобы солнечных людей спасти, небоясь, что светлый дух мой прервётся, что белый мой дух угаснет, смогучими ямерилась, вжестоких схватках ихпобедила.... Тотже пафос спасения рода-племени слышен ивспектакле якутского режиссера Борисова Желанный голубой берег мой.., вспектакле, который открывает дорогу ксолнечному свету героического олонхо.

Арядом поставим Прощание сМатёрой Валентина Распутина страгическим, ноипросветленным рассказом оцарском листвене символе вечной, неувядаемой жизни. Попреданию, это дерево держит насебе весь остров, всю Матёру. Листвень неудалось нисжечь, ниспилить. Еще раньше В.Распутин скажет дважды, что, жизнь... она все перенесет ипримется везде, хоть инаголом камне, ивзыбкой трясине, апонадобится если, тоипод водой.

Связь сземлей ирождает, иподдерживает нравственность, глубинные этические идеалы. Слышащие, чующие, эту связь сземлей художники говорят нам: жизнь глубиннее сознания. Связь сземлей поддерживает столь плодотворное для художника символическое мышление, которое скатастрофической быстротой исчезает всовременной среднестатистической культуре. Что можем сделатьмы? Мыможем язык политический иэкономический углубить символическим языком культуры самым сложным, самым разнообразным, апотому исамым устойчивым.